15 дек 2018, 03:39
15 дек 2018, 03:44
15 дек 2018, 11:21
Источник
Как живут христиане в странах, где большинство населения является
приверженцами ислама? Этот вопрос сегодня как никогда актуален,
поскольку очень много говорится о мусульманах, эмигрировавших в
европейские страны, имеющие глубокие христианские традиции, и очень
редко обращают внимание на ситуацию, в которой живут христиане в
исламских странах.
Исчезновение христианства с территорий, завоеванных исламом
Прежде всего, обращает на себя внимание чрезвычайно любопытный факт:
во всех странах Северной Африки (Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко),
до мусульманского нашествия (завоевание Египта в 640-642 н. э., Триполи,
Туниса и Алжира в VII-VIII вв.), несмотря на набеги вандалов,
существовали процветающие христианские общины, давшие Вселенской Церкви
такие великие имена, как Тертуллиан, как епископ Карфагена св. Киприан,
который принял мученическую смерть в 258 году, такие великие личности,
как епископ Иппоны св. Августин и епископ Руспе св. Фульгенций. После
арабского завоевания Христианство было до такой степени подавлено
Исламом, что сегодня можно говорить о его реальном присутствии только в
Египте, где живут ортодоксальные копты и другие небольшие общины
христиан, представляющие в целом 7-10% населения страны.
15 дек 2018, 11:22
То же самое следует сказать о ближневосточных странах (Ливан, Сирия,
Палестина, Иордания, Месопотамия), где существовали процветающие
христианские земли до исламского завоевания, и где сегодня присутствуют
всего лишь отдельные, очень небольшие христианские общины, за
исключением Ливана, где христиане составляют значительную часть
населения.
Что касается современной Турции, то в первые века от Рождества
Христова она была землей, которая дала христианству лучшие плоды как в
области литургии и богословия, так и монашеской жизни. Нашествие турок
сельджукидов и завоевание Константинополя Мехметом Вторым (1453 г.)
привели к созданию оттоманской империи и к практическому разрушению
Христианства на анатолийском полуострове. Таким образом, в сегодняшней
Турции христиан насчитывается около 100 000, среди которых небольшое
число православных, живущих вокруг Фанара, где расположен престол
вселенского Патриарха Константинополя. Этот престол считается первым в
православном мире, с ним состоят в церковном общении восемь Патриархатов
и многие западные и восточные автокефальные Церкви, общее число верных
которых достигает 180 миллионов человек.
15 дек 2018, 11:23
15 дек 2018, 11:23
15 дек 2018, 11:24
Однако следует напомнить, что в эпоху правления династии халифов
аббасидов - которая правила с 749 по 1258 гг. н. э., столицей которой
был Багдад, основанный Аль-Мансуром, вторым халифом династии -
христиане, проживавшие в регионах, завоеванных исламом, играли важную
роль как в области культуры, так и в управлении государством.
Действительно, когда арабы мусульмане завоевывали такие страны, как
Сирия и Египет, они изумлялись высочайшиму уровню культуры этих народов в
области философии и науки, великолепие церквей, монастырей и
общественных зданий также вызывало их восхищение. Желая приобщиться к
этим культурным ценностям, они использовали христиан, чтобы перевести на
арабский язык произведения Аристотеля и аристотелевых толкователей,
таких как Александра из Афродисии, Платона и неоплатоников, Порфирия,
Гиппократа и Галена; Эвклида и трактаты по математики, тригонометрии и
астрономии. Поскольку между VI и VIII вв. многие из этих произведений
были переведены на сирийский язык, халифы аббасиды организовали группы
переводчиков, составленные из христиан сирийцев, чтобы перевести эти
произведения на арабский.
В области управления государством, в первые века ислама, христиане
занимали важные посты, пусть даже в большинстве своем эти посты не были
руководящими. Очень ценился труд медиков-христиан, которых часто
приглашали руководить больницами. К сожалению, несмотря на все это,
положение христиан внутри мусульманского общества было таким, что оно
постепенно привело их к исчезновению, или свело их количество до
незначительного меньшинства. Почему?
15 дек 2018, 11:25
Воинственный лик ислама: «джихад»
Государство, основанное Мухаммедом, было полностью теократическим: то
есть в нем все было подчинено Аллаху и Корану, «Книге», которую он
«явил» своему Посланнику и Пророку Мухаммеду. Поэтому закон
мусульманского государства должен был быть обязательно кораническим, то
есть шариатом. Согласно мусульманскому праву, мир разделен на три части:
дар аль-харб (земля войны), дар аль-ислам (земля ислама) и дар аль-ахд
(земля договора), то есть страны, с которыми был заключен договор. В
него входят государства, в которых действует коранический закон и
которые управляются мусульманскими правительствами; все остальное - это
земля неверных, то есть дар аль-харб, против которой мусульмане, хотя бы
теоретически, находятся в состоянии войны, которая будет длиться до тех
пор, пока весь мир не покорится исламу. Затем эти страны также станут
странами договора.
15 дек 2018, 11:26
Со странами, относящимися к «земле войны» канонический исламский
закон не признает других отношений, кроме отношений, свойственных
«священной войне», джихаду, что обозначает «усилие» на пути Аллаха, и
имеет два значения, оба из которых равно важны, и которые нельзя
разделять, как если бы одно не могло существовать без другого. В первом
значении джихад обозначает «усилие», которое мусульманин должен
совершать, чтобы оставаться верным предписаниям Корана, и
совершенствовать, таким образом, свою «покорность» (ислам) Аллаху; во
втором он обозначает «усилие», которое мусульманин должен совершать,
чтобы «бороться на пути Аллаха», то есть, чтобы бороться против неверных
и распространять ислам по всему миру. Джихад - это важнейшее
предписание Корана, тем более, что его зачастую причисляют к
основополагающим предписаниям - в качестве шестого «столпа» - ислама.
Послушание предписанию вести «священную войну» объясняет тот факт,
что история ислама является ничем иным, как историей бесконечных войн,
которые велись с неверными для завоевания их территорий: сразу после
смерти Мухаммеда (632 г.), под прдводительством четырех халифов, которых
называли «верноидущие» (ар-Рашидун), Абу Бакра, Омара, Османа и Али,
полчищам арабских бедуинов, плохо вооруженным, но воодушевленным идеей
ислама удалось нанести поражение византийским и персидским войскам,
значительно превосходивших их численностью и вооружением, но уступавших
им в силе духа, завоевав с невероятной быстротой такие большие страны,
как Сирия, Персия и Египет, и прежде всего Иерусалим, названный Омаром
Аль-Кудс после того, как он завоевал его в 638 году. Все это произошло
всего лишь шесть лет спустя после смерти Мухаммеда и споров, кто должен
наследовать ему и стать во главе уммы, то есть исламской общины.
15 дек 2018, 11:27
Но вся история ислама управлялась идеей завоевания христианских
земель западной Европы и восточной империи Рима, столицей которой был
Константинополь. Так, в течение долгих веков ислам и христианство
сталкивались в жестоких сражениях, которые, с одной стороны, привели к
завоеванию Константинополя (1453 г.), Болгарии и Греции, а с другой - к
поражению оттомансклой империи в морской битве при Лепанто (1571 г.).
Но и после Лепанто ислам не утратил своего завоевательского духа.
Исламское продвижение в Европу было окончательно остановлено только в
1683 году, когда Вена была освобождена от оттоманской осады войсками
христиан под предводительством польского короля Яна III Собесского. В
предыдущие столетия взятием Гранады в 1492 году было завершено
христианское перезавоевание Испании, а в 1061-91 годах норманны
освободили Сицилию от арабов, завоевавших ее в IX-X веках. В самом деле,
почти тысячу лет, начиная с завоевания Испании, начатого в 711 году
Тариком - арабским властителем, от имени которого произошло название
Гибралтар (Гебел-эль Тарик: Гора Тарик) - и с завоевания Сицилии вплоть
до второй осады Вены в 1683 году, Европа находилась под постоянной
угрозой ислама, который дважды ставил ее на грань выживания.